В первые годы эксплуатации трамвая на линию выпускалось по 12 моторных и 8 прицепных вагонов. За 1898/1899 гг. трамвай перевез 1 337 670 пассажиров, а согласно отчету о работе трамвая за 1911/1912 – 1915/1916 гг., количество пассажиров увеличилось вдвое - с 1 888 511 человек до 3 799 677. В течение этих пяти лет в среднем ежедневно совершалось по 581,5 вагоно-рейсов, а пробег составил в среднем 435287 вагоно-километров в год., эксплуатационная скорость - 13,5 км. в час. Прибыль акционерного общества «Трамваи Витебска» в данный период возросла почти в 3 раза. Несомненно, все эти данные свидетельствовали о возрастающей популярности нового вида транспорта в начале 20 века. К трамваю привыкли, трамвай стал основным средством передвижения горожан. И об этом свидетельствует факт возросших требований к регулярности движения трамвая, которая составляла 12-15 минут, но, тем не менее, часто нарушалась, что вызывало жалобы пассажиров на нерегулярность и перебои в движении. За каждую остановку трамвайного движения более 3-х часов Городская управа подвергала акционерное общество штрафу в размере 200 рублей путем вычета из задатка, находящегося в управе. По этому поводу очень интересна объяснительная записка директора «Витебского трамвая» Чернявского в городскую управу, где даются исчерпывающие пояснения о причинах задержек: “… Акционерное общество «Витебский трамвай» настоящим имеет честь объяснить, что интервалы в следовании одного вагона за другим в настоящее время не только не превышают 20 минут, как того требует §27 договора от 4 февраля 1896 г., но обычно равняются 11-15 минутам.
Конечно, могут иметь место исключительные случаи, когда происходят задержки в движении отдельных вагонов. При одноколейном с разъездами пути всякая задержка какого-либо вагона на одном пункте линии неизбежно влечет за собой ожидание всех остальных вагонов на соответствующих разъездах. Задержки эти в большинстве случаев происходят от причин, от управления трамвая совершенно не зависящих и длятся, пока причина не будет устранена, независимо от того, будет ли интервал при нормальном движении равняться 5 или 12 минутам.
Наиболее обычные причины задержки следующие:
1) загромождение рельсовой колеи опрокинувшейся кладью, зачастую состоявшей из множества отдельных предметов, и удаление коей отнимает много времени;
2) поломка оси, колес ломовой телеги с кладью, обыкновенно следующей по рельсовой колее;
3) застревание ее на рельсах вследствие увеличившегося трения;
4) прохождение больших обозов;
5) чрезмерное скопление всяких запряжек на отдельных участках линий (например, по Пушкинской ул., на мосту через р. Двину, на Вокзальной ул.), прекращающееся или замедляющееся движение трамвая преимущественно перед другими, ибо трамвайный вагон, движение коего зафиксировано рельсовой колеей в определенном направлении и обусловлено сложной системой механического регулирования, не обладает той гибкостью маневрирования, а вагоновожатый – той беззаботностью относительно последствий, какие обнаруживают конные упряжки;
6) нарушение порядка движения мероприятиями по удалению с линии вагона вследствие повреждения или порчи какой-либо части;
7) встреча с похоронной процессией;
8) испуг животных и т.д. …”.
И далее было объяснено городской управе еще множество моментов, которые влияют на движение транспорта.
Возникали также постоянно вопросы, связанные с очисткой путей от снега и наледи. Трамвайщики очищали рельсы и сбрасывали снег на проезжую часть, частные домовладельцы также очищали снег и сбрасывали на трамвайные пути и проезжую часть, а в результате улицы были завалены снегом, что вызывало постоянные нарекания, как со стороны городских властей, так и со стороны горожан. Но и эти вопросы находили свое решение, а трамвай катился все дальше и дальше.
Характерными для работы трамвая в первые годы функционирования являлись и жалобы извозчиков на трамвай. Они были недовольны тем, что трамвай мешает им работать, лошади пугаются при виде вагонов, опрокидывают повозки, Однако, возможно, истинной причиной недовольства, являлся тот факт, что извозчики постепенно, но верно теряли пассажиров, трамвай лишал их заработков. В результате трамвай и извозчик находились в постоянном конфликте. Данный вопрос неоднократно обсуждался в городской думе, и было поручено заинтересованным сторонам разработать соответствующие правила, чтобы решить или хотя бы смягчить данную проблему. 16 ноября 1901 года появился документ, который назывался:
“О порядке занятия извозным промыслом в г. Витебске.
§1. Городской извозный промысел во всех его видах подчиняется установленным ниже обязательным постановлениям.
Примечание: К извозному промыслу принадлежат легковые и ломовые извозчики, а также водовозы.
§2. К занятию извозным промыслом допускаются лица не моложе 16 и не старше 60 лет, не опороченные судом, не состоящие под следствием или судом, и притом хорошего поведения.
§3. Билеты на извозный промысел выдаются городскою управою, по представлению ей удостоверений участковых полицейских приставов в том, что лица, желающие заниматься извозным промыслом, хорошего поведения, не состоят под судом и следствием, а равно в том, что принадлежащие им экипажи и лошади в исправности.
§4. Выборка номерных жестяных значков для извозчиков обязательна на летний извоз к 1 мая, а на зимний к 1 ноября.
§5. Выданные городскою управою на право извоза жестяные значки малого размера легковые извозчики обязаны иметь на шее позади для вручения по требованию седока или полиции, а независимо от сего, на летних и зимних экипажах обозначать номера полученных значков белою краскою на экипажах позади. То же самое относится и к ломовым извозчикам с тою только разницею, что номера должны быть обозначены краскою на дуге с правой стороны.
§6. Извозчики, замеченные ездившими по городу без значков или с просроченными значками, представляются в полицейскую часть, где экипажи их задерживаются, впредь до взятия значка с уплатою следуемых денег на текущее полугодие.
§7. Извозчики, получившие значки на свое имя не имеют права передавать их, без ведома полиции и разрешения управы.
§8. По прекращении извозного промысла полученные значки должны быть представлены обратно в городскую управу.
§9. В случае утраты значка, потерявший должен доложить о том местному приставу и, получив о том удостоверение, должен представить таковое в городскую управу, откуда получает за установленную плату новый значок. До получения этого значка он не имеет право заниматься извозным промыслом.
§10. Извозчичьи экипажи, предназначенные для езды, должны быть прочны и содержимы в исправности, они свидетельствуются по распоряжению начальника полиции при члене городской управы и, если окажутся в ветхом состоянии, то задерживаются и в езду допускаются не прежде, как по исправлению их.
§11. Лошади должны быть как у легковых, так и ломовых, а равно у водовозов здоровые, не хромые и неслабосильные или изнуренные.
§12. Ломовые извозчики не должны брать кладь не по силе лошади, чтобы лошадь могла вести таковую свободно, если же замечено будет противное, то, по требованию полиции и члена городской управы, извозчик должен снять излишнюю кладь, а виноватые в том привлекаются к ответственности по закону.
§13. Больные, порченные и искалеченные лошади в езду не допускаются, впредь до их выздоровления.
§14. Если от непрочности экипажа произойдет несчастный случай с седоком, то хозяин того экипажа подвергается ответственности по закону.
§15. Во время езды извозчики обязаны: а) держаться правой стороны; б) ездить только рысью и осторожно, в особенности при выезде с дворов, на углах улиц и перекрестках, при поворотах и переездах с одной стороны улицы на другую; в) не ездить в перегонку; г) не наезжать на другие экипажи; д) предупреждать окликом проезжающих и проходящих и е) ломовым извозчикам запрещается ездить рысью с тяжестью.
§16. Воспрещается извозчикам, перегоняя и перебивая друг друга, подавать экипаж желающим.
§17. За неосмотрительную и непомерно скорую езду извозчики подвергаются взысканию.
§18. У церквей, присутственных мест, театров, гостиниц, клубов, магазинов и вообще, в местах большого съезда, а также лавок и подъездов частных домов, останавливаться на местах, указанных чинами полиции, на расстоянии от подъезда не менее 3 саженей в одну или другую сторону, но с тем, чтобы был совершенно свободен подъезд.
§19. Извозчикам запрещается оставлять свои экипажи и отходить от лошадей, сходиться вместе на тротуарах, преследовать обывателей назойливыми предложениями своих услуг, позволять себе над проходящими насмешки и т.п., вообще нарушать общественный порядок и тишину: виновные в сем подвергаются наказанию по 29 и 39 ст.ст. уст. о наказ. нал. мир. суд.
§20. Вещи, оставленные седоками, извозчики обязаны немедленно возвращать по принадлежности, или же представлять на ближайшую полицейскую часть или городское полицейское управление, в противном случае извозчики подвергаются ответственности, как за присвоение чужого имущества.
§21. Извозчики должны быть одеты в приличные кучерские армяки, шляпы шапки и кушаки, по возможности одного образца: армяки летом серые, зимой черные; воспрещается выезжать в оборванной и не кучерской одежде.
§22. Экипажи и особенно сиденья в них должны содержаться в совершенной исправности.
§23. Легковые извозчики могут с соблюдением порядка, останавливаться на дворе станции железных дорог за два часа до прибытия поездов и пробыть там полчаса после прибытия, с соблюдением правил, означенных в §18. Пребывание же ломовых извозчиков на дворе станции не допускается: немедленно после сдачи или нагрузке они должны выезжать со двора.
§24. По требованию полиции извозчики обязаны являться немедленно в предназначенный пункт для осмотров лошадей и экипажей.
§25. При перемене местожительства содержатели извоза обязываются в продолжение суток заявить о том полиции. Кроме того, они обязаны в тот же срок заявлять полиции о перемене их работников, которые обязательно должны быть безукоризненного поведения, требуемого возраста и иметь на жительство узаконенные виды.
§26. Неведением этих правил никто из занимающихся извозным промыслом отказываться не может.
§27. Для сего каждому извозчику при выдаче дозволения на производство промысла выдается городскою управою книжка с напечатанными в начале оной настоящими обязательными постановлениями и для записывания пассажирами жалоб на извозчика, в тех случаях, когда жалоба не может быть заявлена лично.
§28. Книжки эти извозчики обязаны иметь постоянно при себе, предъявляя их по первому требованию пассажиров или полиции.
§29. Вписывание жалоб должно быть кратко с обозначением адреса подписывающегося, а равно свидетелей нарушения порядка, если таковые были.
§30. Означенные книжки, в случае внесения в оные жалоб, извозчики обязаны в тот же день предъявлять полиции, от которой потом зависит дальнейшее направление дела в законном порядке.
§31. Извозчику, у которого не окажется книжки, воспрещается езда до получения таковой.
§32. Для извозчиков ежегодно должна быть устанавливаема городской управою такса, по соглашению с начальником полиции, и такса должна быть прописана в вышеназванной книжке и прибита на дрожках или санях на видном месте.
§33. Извозчики обязаны подавать по требованию каждого лица без отказа.
§34. В данном параграфе были указаны места стоянки извозчиков. У мест стоянки извозчиков устанавливаются столбы с указанием количества стоянок.
§35. Проезд транзитным обозом и целыми партиями подвод, нагруженных громоздкими тяжестями, как-то: бревнами, досками, дровами, сеном, т.п.; по Смоленской и Вокзальной улицам воспрещается; почему таковой должен производиться в первом случае по Офицерской улице, а во втором по Нижне-Петровской улице. Проезд ломовым извозчикам разрешается не более пяти сразу, с обязательством придерживаться правой стороны.
§36. Виновные в неисполнении сих постановлений подвергаются взысканию по 29, 30, 38, 123, 129, и 178 ст.ст. уст. о наказаниях.
§37. В ночное время легковые извозчики должны иметь на передке по одному зажженному фонарю с указанием на световом наружном стекле фонаря номера, полученного из Управы на право занятия извозным промыслом.
§38. Во время усиленного движения по некоторым улицам, и также народных процессий и проч., чинам полиции предоставляется право приостанавливать грузовое движение по одним улицам и указывать для сего другие улицы. Езда ломовых извозчиков воспрещается по Смоленской и Вокзальной улицам.
Плата за проезд для горожан, которые решали воспользоваться услугами извозчиков, была следующая:
Т А К С А
для легковых извозчиков г. Витебска
зимой и летом
день : ночь
в копейках
1. За каждый час с простоем………………………………. 30 : 40
2. За проезд от вокзала или пароходной станции:
в пределах 3-й части………………………………. 20 : 25
- // - 2-й - // -………………………………. 30 : 35
- // - 1-й - // -………………………………. 30 : 35
3. За проезд из театра:
в пределах 3-й части………………………………. - : 30
- // - 2-й - // -………………………………. - : 30
- // - 1-й - // -………………………………. - : 30
4. За проезд и вообще в пределах города:
за каждый конец в пределах одной части…………. 20 : 25
за проезд из 1-й части в 3-ю или обратно………….. 25 : 30
за проезд из 1-й ч. во 2-ю, со 2-й в 3-ю или обратно
за конец………………………………………. 25 : 30
Примечание: Особой приплаты за багаж пассажира, не превышающем 5 пудов, не полагается.
Проезд по таксе допускается в одном экипаже до 2-х пассажиров без доплаты, за 3-го же пассажира сверх таксы приплачивается 5 копеек, а за детей в возрасте до 10 лет приплата не полагается.
Применение таксы для извозчиков.
§1. Определенные в таксах цены составляют наибольшие, свыше которых извозчики не в праве требовать от седока.
§2. При найме легковых извозчиков выбор той или другой таксы по концам или по времени предоставляется седоку.
§3. В праздники: а) Нового Года, б) трех последних дней Сырной недели, в) трех первых дней Светлой недели и первого дня Рождества Христова действует утроенная такса.
Дневные таксы действуют от 8 часов утра до 9 часов ночи, ночные от 9 часов ночи до 8 часов утра…”.
Если сравнить таксу за услуги извозчиков с оплатой за проезд на трамвае, которая составляла всего 5 копеек, то, несомненно, легковая повозка не выдерживала никакой конкуренции с новым городским транспортом – электрическим трамваем.
Тем не менее, сказать однозначно, что трамвай разорил и разрушил извозный промысел, было бы не совсем правильно, хотя он его и потеснил из центра города по маршрутам следования трамвая.