В субботу, 17 июля, на ул. 5-я Фрунзе, рядом с репликой трамвая, вышедшего в свой первый рейс в июне 1898 года, была торжественно открыта монументально-декоративная скульптура кондуктору витебского трамвая.
Открыл монументально-декоративную скульптуру начальник Витебского трамвайно-троллейбусного управления Павлючков Василий Михайлович. Инициатива создания скульптуры принадлежит коллективу предприятия. Образ кондуктора был воссоздан на основе исторических документов и фотографий скульптором Иваном Казаком.
Нужно отметить, что профессия кондуктора с самого зарождения трамвайного движения и примерно до 1914-15 гг. была мужской, и это была международная практика, профессия считалась опасной для женщин. Первые женщины в Витебском трамвае появились только в 1914 году после мобилизации и отправки мужчин на фронт. В основном, на места кондукторов приглашали бывших извозчиков, так как они хорошо были знакомы с правилами дорожного движения и городскими порядками. Так как кондукторы являлись категорией работников, которая была всегда на виду, к ним, как, впрочем, и к другому персоналу трамвая, предъявляли довольно-таки строгие требования: необходимо было умение читать и писать, были высокие требования к состоянию здоровья. Вот небольшой пример:
- кондуктора и служащие при вагоне должны находиться всегда в трезвом виде и обходиться с публикой вежливо и предупредительно, а также должны иметь всегда при себе особые книжки для записывания пассажирами жалоб, каковые книжки кондуктора обязаны ежедневно предъявлять администрации трамвая. Означенные книжки должны быть немедленно представляемы для контроля по требованию управы или, по крайней мере, один раз в месяц,
-вещи, забытые в вагоне пассажиром, кондуктор обязан сохранить в целости и представить в правление Трамвая, который с ними поступает на законном основании.
Средний заработок кондуктора составлял примерно 24 руб. Вот, например, таковым был, в основном, бюджет кондуктора Витебского трамвая в начале 20 века. «Семья его состояла из 6-ти человек: жены и четырех детей и размещалась в одной комнате. Вместе с поверстными единственный в семье кормилец на руки получал 24 руб. 16 коп. в месяц. Комната стоила 6 руб., отопление и освещение - 4 руб., на прожитье (в расчете 25 коп. в день) — 7 руб. 25 коп., на питание семьи - 6 руб. 91 коп.
В первые дни войны (начало 1 августа 1914г.) была объявлена мобилизация. В северо-западных прифронтовых районах было введено военное положение. Трамваи усиленно стали подвозить призывников к железнодорожному вокзалу для отправки поездами на фронт. Мобилизацией было охвачено более половины мужского населения Витебска и Витебской губернии. В самом начале войны массовая мобилизация трамвайных служащих стала причиной нехватки квалифицированных кадров на трамвае (вагоновожатых, кондукторов, ремонтных рабочих), из-за этого сократился выпуск трамвайных вагонов на линию. Трамвайщики стали искать выход из столь серьезного положения, были привлечены к работе студенты и иные работники, временно не задействованные на основной службе. И эти действия не имели необходимой эффективности, в связи с чем было принято решение впервые со дня открытия трамвайного движения в городе Витебске о наборе на работу женщин. История сохранила и имя первой женщины, принятой на работу в Витебский трамвай – это Иоганна Ивановна Кейв. Сохранилась ее фотография и ее воспоминания, с которыми будет очень интересно познакомиться.
В своих воспоминаниях она рассказала:
«При царской власти женщин не на всякую работу принимали. Не было среди них и кондукторов. Я поступила на эту должность в сентябре 1914 года. Витебляне были очень удивлены, увидев женщину кондуктором. Через несколько дней поступили на работу еще несколько женщин: Сергеева, Новицкая, Лебедева и другие. Работать приходилось в трудных условиях. Вагоны были маленькие с открытыми площадками. Вагоновожатый работал стоя, в зимнее время одет был в тулуп, на площадке возле водителя всегда стояло много пассажиров. Это объяснялось тем, что здесь за проезд брали дешевле — три копейки, а в вагоне — шесть копеек. Вагоны в то время были без дуги. Ее заменяла штанга с роликом наверху. Поэтому кондуктор обязан был стоять на задней площадке и следить за штангой на закруглениях и стрелках, так как ролик спадал с троллейного провода. Надо было успеть и обилетить пассажиров. Если контролер находил в вагоне более двух пассажиров без билета, кондуктора штрафовали. Работать ему было тяжело. Билеты в виде книжек размещались на колодках с помощью жестяных зажимов. На колодках было по четыре книжки, и в каждой по 200 билетов; прямые — от вокзала до Смоленского рынка — стоили по 6 копеек, проезд на передней площадке и ученические — по 3 копейки, пересадочная на улице Гоголя — 6 копеек.
Кондуктор прицепного вагона, обилечивая пассажиров, должен был стоять на узкой подножке, прикрепленной вдоль вагона. Приходилось передвигаться по ней, как акробату, держась за стойки скамеек. Улицы были узкие, особенно Вокзальная. Столбы для троллейного провода стояли очень близко от трамвайной линии и были случаи, когда кондуктор ударялся о столб или извозчики сбивали кондукторов с подножек».
Типовая форма и удостоверение ватмана и кондуктора практически не отличались.
(Иллюстрация из книги Готфрида Вауэра «EinmalHarmonieBitte!»)
За более чем столетний период работа кондуктора претерпевала изменения, организации общественного транспорта то выводили из штата кондукторов, то вводили вновь. Во многих странах функцию кондуктора сегодня выполняют умные приспособления. Но во многих городах мира, профессия кондуктора продолжает жить, или вновь восстановлена, в том числе и в нашем городе. Со времен ее введения, а это напомним, более ста лет назад, история изменила транспорт, изменила уклад жизни общества, людей, но что-то, все же, оставила. И в этом забавном очерке газеты «Витебские губернские ведомости» от 25 июня 1898 года, это «что-то» хорошо отражается:
«В воскресенье 21 июня, нам лично пришлось видать, как места в вагонах публика брала с боя, чуть ли не с мордобитием. Против аптеки г. Редмейстера мы видели безобразные сцены. Разношерстная толпа, при приближении вагона, направлявшегося на вокзал, густой кучей бросилась к вагону.
Тщетно кондуктор убеждал публику повременить и дать возможность выйти людям из вагона. Не тут-то было, толпа напирала сильней и сильней, и сдавленный кондуктор еле вскочил на площадку. Толпа хлынула за ним, падая и спотыкаясь на подножках вагона. Прошел один и другой вагон, но, нам все-таки не пришлось попасть в него, так как мы вовсе не желали рисковать своими боками. Для того чтобы достичь своей цели – поехать на вокзал, мы принуждены были отправиться за Задуновскую дамбу и ждать там вагона, еще не совсем наполненного публикой. Но у аптеки г. Редмейстера мы опять увидели сцену. Стоит толпа и бросается к вагону. Мест – ни одного свободного. Впереди стоит человек, по-видимому, интеллигент, даже с розой в петличке.
Интеллигент кротко вопрошает:
- Дайте мне место!
- Нет места! - вежливо отвечает кондуктор.
- Дайте, - настаивает интеллигент.
- Нет! - отчеканивает кондуктор.
- Дайте!
- Нет!
- Дьявол, дай же мне место!
- ?!!!
- О, черти, дьяволы, берут деньги и не дают места! Интеллигент машет руками и неистовствует. Является агент трамвая, кое-как улаживает дело, и вагон трогается, оставляя за собой целый хвост публики».
Приятных вам поездок, уважаемые пассажиры!