Старенький моторный трамвай немецкой фирмы «Гота», табличка на котором указывает маршрут — «Вокзал — Лазарет». За ним — открытый летний вагон. Такие в конце XIX века изготавливали в бельгийском городе Левен. А рядом — памятник кондуктору. Он в фуражке с номерной бляхой на груди. Предлагает приобрести льготный билет за 3 копейки. Эту незамысловатую композицию в Витебске на проспекте Фрунзе рядом с трамвайным депо видели многие. Однако не все знают, что она — лишь часть существующего на предприятии музея, посвященного истории витебского трамвая. А история у него действительно богатая. Ведь пущен он был еще в 1898 году! Город, как утверждают некоторые исследователи, оказался третьим по счету в Российской империи, где появился такой вид электротранспорта. Трамвай был, есть и будет визитной карточкой областного центра. И чтобы убедиться в этом, достаточно побывать в посвященном ему музее, который в эти дни отмечает полувековой юбилей.
Старинный трамвай и памятник кондуктору в Витебске
В 1898–м трамвайное депо находилось на том самом месте, что и сегодня. Даже некоторые здания из красного кирпича с тех пор сохранились. Музей же разместился в административном корпусе, построенном после Великой Отечественной. Его 4 зала занимают площадь в 200 квадратных метров. А вот первоначальная экспозиция, по словам Василия Павлючкова, начальника Витебского трамвайно–троллейбусного управления, скромно ютилась в углу кабинета начальника отдела кадров:
— Полвека назад эту должность занимал Леонид Забелло. Его заинтересовали рассказы стариков–рабочих о бывших хозяевах депо — капиталистах–иностранцах. Он стал читать историческую литературу, работал в архивах. Так появились первые стенды, посвященные Бельгийскому акционерному обществу «Витебский трамвай».
Копия акции "Трамваев Витебска" 1896 года, переведенная на русский язык
Да, не удивляйтесь! Изначально витебский трамвай принадлежал частным акционерам, среди которых были исключительно бельгийцы и французы. По договору концессии, который был заключен между ними и городской управой, под депо выделили участок. Тогда он был в 3 раза меньше нынешнего. Хозяева привезли в Витебск 18 моторных и 16 прицепных вагонов немецкого и бельгийского производства, рельсы, провода. А столбы под линии электропередачи, говорит Василий Павлючков, изготовили местные плотники:
— Один из прицепных вагонов в первый же год переделали под своеобразную «поливачку». На нем установили бочку с водой, с помощью которой «прибивали» пыль, поднимавшуюся над рельсами летом во время движения. Есть у нас в музее уникальный экспонат — рельс немецкой фирмы «Бохум», выпущенный в 1898 году. Именно такие лежали изначально в Витебске. Тогда в городе было всего 5 километров 150 метров путей. Трамваи ходили по четырем маршрутам с 7 утра до 9 вечера. Интервал ожидания вагона не превышал 15 минут. Водитель, которого называли «ватман», работал в одну смену. Правда, он имел право на продолжительный 3–часовой обеденный перерыв. Что же касается их помощников, кондукторов, то до 1914 года ими были исключительно мужчины. Дело в том, что раньше разворотных колец в конце маршрута не было, и вагон перекатывали по рельсам на другой путь вручную.
Первый советский трамвай серии "Х", установленный на территории депо
Интересно, что в год открытия трамвайной линии Витебск был вторым по численности населения городом Северо–Западного края Российской империи. В нем проживали 66 тысяч человек, работали льнопрядильная фабрика, 3 пивоваренных, 2 кожевенных, 3 кирпичных завода, макаронная фабрика, чугунно–литейные мастерские, а также действовали филиалы московских и санкт–петербургских банков.
В музее множество открыток и картин с изображением трамвая на фоне старых городских достопримечательностей. К примеру, на фоне Свято–Николаевского собора, взорванного в 1956–м. Или на современной улице Ленина, откуда трамвайные рельсы убрали только в 1983–м. Есть также любопытные приспособления, о назначении которых порой сложно догадаться. Например, ключ контроллера бельгийского трамвая рубежа XIX — XX веков, с помощью которого «ватман» переключал скорости или заставлял трамвай двигаться задним ходом. А вот более современный экспонат — автомат для выдачи билетов: бросай «пятачок» и тяни за рычаг! Такие до 1970–х использовали. А еще, рассказал Василий Павлючков, среди документов, полученных из объединенного архива компании «Сименс», есть знаменитый договор концессии, составленный в 1897–м:
— Сначала по нему с каждого трамвая хозяева ежегодно зарабатывали по 50 — 60 рублей. А через 40 лет трамвай должен был перейти в коммунальную собственность. К слову, первые советские трамваи серии «Х» делали в подмосковных Мытищах. У нас они ходили перед войной и прослужили до конца 50–х. Один из таких вагонов к 110–летию Витебского трамвая мы установили у себя в депо.
Четыре года назад на одном из бельгийских аукционов ВТТУ приобрело для музея оригинальную акцию витебского трамвая 1896 года выпуска. Ее первоначальная стоимость — 100 франков. Есть в музее оригинальные ноты и современная запись трамвай–марша, прозвучавшего в Витебске на церемонии открытия движения в 1898 году. Его сочинитель Отто Крамер посвятил свое произведение Фернандо Гильону — одному из хозяев бельгийского акционерного общества. Есть также интереснейшие архивные кинокадры. Но увидеть фильм или услышать музыку, по словам Василия Павлючкова, можно будет лишь после реконструкции музея:
Василий Павлючков
— Мы хотим обновить музей, чтобы сохранить память о наших ветеранах, о династиях, работающих в трамвайном депо. Молодых водителей мы сюда обязательно приводим, чтобы они интересовались историей предприятия и гордились ею. Да и гостей здесь немало бывает. Это коллеги и просто туристы из России, Европы, Азии, США, Канады, наши школьники и студенты.
Научное обоснование обновления музея истории витебского трамвая, который, к слову, носит звание народного, уже разработано. Его реализация, уверены в ВТТУ, не только поможет сохранить уникальные экспонаты, но также позволит ярко и красочно представить их всем, кто интересуется историей Витебска и историей развития пассажирского транспорта.
Один из уникальнейших экспонатов музея - рельс немецкой фирмы "Бохум",
выпущенный в 1898 году
Кто первый?
В Российской империи изобретателем трамвая считается Федор Пироцкий. В 1880 году в Санкт–Петербурге он заставил двигаться по рельсам вагон конки, подсоединив к нему электродвигатель. К слову, бюст Пироцкого установлен напротив трамвайного депо в Витебске. Однако на год раньше немецкая компания «Сименс» продемонстрировала в Берлине электровоз с вагонами. А в 1881 году в немецкой столице уже была открыта трамвайная линия. Первая? Историки этот вопрос стараются дипломатично обойти... А вот первый трамвай в Российской империи появился в Киеве в 1892 году. Через 4 года вторая линия открылась в Нижнем Новгороде. А в 1898–м трамваи пошли как в Витебске, так и еще в четырех городах: Курске, Орле, Екатеринославе (Днепре) и Екатеринодаре (Краснодаре).
Справка «СБ»
Сейчас в стране трамвайные хозяйства есть в Минске, Витебске, Мозыре и Новополоцке. Например, в Витебске сегодня более 72 километров путей, 9 маршрутов и 100 трамвайных вагонов, которые ежегодно перевозят около 35 миллионов пассажиров.
Советская Белоруссия № 204 (25086). Суббота, 22 октября 2016