Конец 19 века. В губернском городе Витебске ожидается важное событие: пуск электрического трамвая. Что же об этом писала витебская пресса ....
Газета «Витебский листок», 3 января 1898г. .
(Витебский Листок—витебская общественно-экономическая сельскохозяйственная газета, издавалась в 1897 — 1901 г.)
Электрическая железная дорога в Витебске *
Все более и более распространяется применение электричества, как двигателя вообще и в особенности вместо паровой и конной силы. Распространение это является, главным образом, результатом чисто экономических соображений.
При сопоставлении добытых по этому предмету данных, оказывается, что электрическая тракция в эксплоатации почти на 50% дешевле конной. Вот наглядный пример: когда конная тяга в Киеве, не дававшая ровно никакого дохода, была заменена паровой, то все-таки акции, номинальная стоимость которых была 250 р., упали до 175 р. Когда же пар заменился электричеством, то доходы настолько увеличились, что акции теперь поднялись до 700 руб. Это доказывает, что паровые трамваи при эксплоатации дороже электрических. Помимо таких неудобств, как копоть, дым, искры, - паровоз представляет собою мертвый груз значительной ценности. Промежутки между поездами значительны, а между тем для публики гораздо выгоднее частое движение по одному или по два вагона.. Что для уменьшения дыма приходится употреблять топливо высокого качества, еще более увеличивает расходы. Ничего подобного нет при электрической тракции – чисто механической, требующей лишь центральнаго управления и устройства, с весьма ограниченным по количеству персоналом и с тем удобством, что, без особого увеличения денежных затрат, возможно произвольное усиление движения: посредством увеличения скорости или посредством прицепки к вагону-мотору простых вагонов, или частым движением вагонов, хотя-бы чрез каждыя пять минут. Весьма важно и то, что электрические вагоны могут быть остановлены легко, почти мгновенно и немедленно вновь пущены взад или вперед с тою-же скоростью.
Как известно, электрическая тракция у нас устроена посредством воздушной передачи тока по столбам из центральной станции, расположенной на Задуновской улице, близ Соборной площади. Центральная станция электрической энергии снабжена тремя паровыми трубчатыми котлами системы Бабкок и Вилькокс. Котлы будут передавать энергию трем динамо-машинам системы Компаунд, двойного действия, с постоянным током напряжения в 500-600 вольтов.
Существует другой способ передачи тока из центральной станции – это посредством подземных проводов в особых каналах. Первоначальная стоимость устройства по этой системе несоразмерно велика и при том весьма трудно избежать проникновения сырости внутрь канала, так что эта система для нашего климата негодится, если даже пренебречь ее высокой стоимостью.
Ничто не совершенно под луною, а потому и при воздушной передаче тока являются некоторыя неудобства. Так, установкою столбов портятся наружный вид улиц и площадей и, так как столбы устанавливаются через 20 саж., а на кривых и чаще, то стесняется вследствие этого движение по улицам. Далее, обрывы проводов и рабочих проволок, при падении этих проволок на рельсы, служат иногда причиною несчастий, а такие обрывы легко бывают при сильных бурях, метелях и вследствие гололедицы. При нешироких улицах, во время пожаров, маневры с трубами и с лестницами затрудняются, а иногда и невозможны без обрыва проводов. – Со всеми этими неудобствами легко, однако, примириться, если взвесить приведенныя выше преимущества электрической тракции сравнительно с конной или паровой. Нельзя сомневаться в том, что электрическая тракция, с предоставляемым ею способом быстраго и дешеваго сообщения, принесет жителям города значительные выгоды. Выгоды эти будут еще гораздо значительнее, когда добываемая на центральной станции энергия будет не только быстро и дешево перевозить жителей, но и освещать город. Ведь час горения электрической лампочки, по интенсивности (силе) равной 20-ти свечам, обходится лишь в ¼ копейки.
Обращаясь снова к электрической тракции у нас, которая начнет функционировать с марта месяца, мы можем сообщить следующия данныя. Вагоны-моторы, число которых будет до 42, в 25 сил каждый, будут иметь 32 места: 20 для сидения внутри и 12 стоячих, на платформе. Движение будет происходить по следующим линиям. Первый участок: от Окопной площади в 1 части города, близ тюремного замка, по Богадельной улице, через Смоленскую торговую площадь, по Смоленской улице, чрез каменный мост на реке Витьбе – до Николаевской Соборной площади. Второй участок: от Николаевской Соборной площади по Большой Могилевской улице, чрез Могилевскую торговую площадь, по Шоссейной Могилевской улице до Окопной площади у городских казарм. Третий участок: от Задуновской Окопной площади во 2 части города, близ военных лазаретных зданий, по Задуновской улице, через дамбу, до Николаевской соборной площади. Четвертый участок: от Николаевской площади по Замковой-Театральной улице, через железный мост на р. Двина, по Вокзальной и Ковальской улицам, мимо вокзала, до площади при городской еврейской больнице.
Концессионером электрической тракции, этого громадной важности для города сооружения, является французский гражданин Гильон. Само сооружение произведено бельгийским анонимным обществом, которое будет его эксплуатировать в течение 40 лет, после этого срока оно перейдет в собственность города.
* - лексика и орфография статьи сохранены насколько возможно.