1960 год для Витебского трамвая ознаменовался серьезными строительными работами. Хозяйственным способом и путем проведения постоянных субботников и воскресников был построен одноколейный трамвайный путь от кирпичного завода № 32 до поселка Журжево. В1963 году произведена реконструкция данного участка и уложен двухколейный путь.
В 1961 году произведена реконструкция и строительство второго пути по улице Фрунзе и проспекту Черняховского. 5 декабря 1962 года сдается в эксплуатацию вновь построенный участок трамвайного пути до Полоцкого рынка. В эти годы активно производилась работа по капитальному ремонту существующих трамвайных путей. Было заменено песчаное основание, уложены новые шпалы, постепенно рельсы заменялись более современными, типа Р-43 и Р-50, проводилась сварка рельсовых стыков электрованным способом, что дало возможность уменьшить шум при движении трамваев и увеличить срок службы рельсов. Были заменены стрелочные переводы устаревших типов на более современные – литые. Для уменьшения доли ручного труда были внедрены средства малой механизации: электрошпалоподбойки, пневматические сверлилки, электрошлифовки, механическая очистка путей от снега и наледи с помощью снегоочистителей.
Проводились значительные работы и по трамвайному депо. В 1963 году сдан в эксплуатацию корпус малярного цеха для покраски подвижного состава, а в 1965 году – цех для подъемочного ремонта трамвайных вагонов. В эти же годы были построены новые бытовые помещения, медицинский пункт, столовая, библиотека, клуб. Котельная была переоборудована с твердого на жидкое топливо, изготовлены емкости и сложные системы трубопроводов. Устроена механизированная моечная установка для деталей и узлов, оборудованы помещения для хранения масло- и мазутохозяйства, моечная установка для механизированной уборки и мойки трамваев. Введено в эксплуатацию приспособление для электронагрева бандажей, новое станочное оборудование.
Долгие годы возглавлял предприятие и внес неоценимый вклад Григорий Александрович Корначев, который с 1960 по 1976 годы бессменно стоял у руля Витебского трамвая.
С 1 октября 1960 года управление переходит на сокращенный семичасовой рабочий день. В коллективе было развернуто социалистическое соревнование. Предприятие активно сотрудничало и соревновалось с городами Минск и Смоленск.
Идет время, строится и развивается город. Вместе с городом растет и развивается Витебский трамвай. В 1966 году была окончена реконструкция площади Свободы. Была проведена и реконструкция одного из самых сложных трамвайных узлов, где пересекались четыре маршрута. Реконструкция позволила в октябре 1966 года открыть новый 7-й трамвайный маршрут: проспект Фрунзе – ДОК (деревообрабатывающий комбинат), что позволило связать прямым маршрутом два промышленных района: Восточный и Западный. В 1967 году введена в эксплуатацию новая трамвайная линия по проспекту Фрунзе.
С 1 сентября 1965 года в Витебске введено бескондукторное обслуживание пассажиров в моторных вагонах, а с апреля 1967 года – в прицепных вагонах. Для этого в вагонах были установлены удобные кассы-полуавтоматы с полной радиофикацией вагонов. 14 июня 1965 года Витебский горисполком своим решением ввел льготные проездные билеты в трамвае для учащихся общеобразовательных и специальных школ, профессионально-технических училищ. Трамвай работал, стучал по рельсам, перевозил пассажиров, и в трудах и заботах незаметно прошло 70 лет эксплуатации.
В год семидесятилетия Витебского трамвая на его долю приходилось более 70% общегородских перевозок. Ежедневно на городские маршруты выходит 120 трамвайных вагонов по семи маршрутам, перевозится 130 тысяч пассажиров. Более 25 тысяч километров ежедневно пробегают трамваи при 50-ти километровом рельсовом пути.
№ мар шрута |
Наименование маршрута |
Протяженность, км | Количество поездов, ед | Интервал, мин |
Количество остановок |
№ 1 | Смоленский рынок – ДОК | 9,62 | 8 | 9 – 10 | 18 |
№ 2 | Смоленский рынок – Вокзал – ул. Титова | 8,40 | 11 | 6 – 7 | 17 |
№ 3 | пос. Журжево – Смоленский рынок – пр-т Черняховского | 7,54 | 11 | 6 – 7 | 20 |
№ 4 | пр-т Черняховского - ДОК | 7,37 | 6 | 10 – 11 | 18 |
№ 5 | пр-т Фрунзе – Смоленский рынок | 4,34 | 6 | 5 – 6 | 11 |
№ 6 | ул. Титова – Вокзал – ДОК | 10,70 | 13 | 6 – 7 | 21 |
№ 7 | пр-т Фрунзе - ДОК | 10,90 | 16 | 5 – 6 | 22 |
Любая организация движения, пусть и на хорошем уровне, немыслима без квалифицированных профессионально подготовленных кадров. Начиная с 1967 года, Витебский трамвай стал самостоятельно с отрывом от производства готовить водителей трамвая. Был создан специальный класс, подготовлены преподаватели из числа специалистов предприятия, разработана программа, подготовлена теоретическая и практическая база. Кроме того, с данного периода начала производиться плановая подготовка и переподготовка работников предприятия по многим направлениям: технической, организационной, охране труда, дисциплине, знаниям трудового законодательства, социальных и политических моментов. Появилась своя стенгазета, производились подборки из газет и журналов, готовились материалы по итогам служебных командировок. Одним словом: трамвай жил и работал, чтобы быть всегда на уровне ведущих предприятий республики.
Подвижной состав на 01.01.1968 года
- трамвайные вагоны серии «Х» – 12
- трамвайные вагоны КТМ-1, КТП-1 – 50
- трамвайные вагоны КТМ-2, КТП-2 – 96
- трамвайные вагоны МТВ-82 – 6
- вагоны-снегоочистители типа «СО» – 5
- грузовые платформы – 1
- грузовые вагоны – 1
- вагон-вышка – 1
- служебный вагон – 1
Работа трамвайного хозяйства немыслима без надежного, устойчивого и грамотного энергетического хозяйства, к которому относятся тяговые преобразовательные подстанции и контактно-кабельные сети. Витебский трамвай располагал тремя тяговыми подстанциями общей мощностью по преобразовательным агрегатам 4800 кВт.
Вторая тяговая подстанция ТП – 147 построена в 1960 году по ул. 2-ой Украинской. Подстанция оборудована двумя спаренными агрегатами типа РМ – 500 ВС мощностью 1200 кВт с полуавтоматическим управлением. Питают два фидера (Маслозавод, ДСК), питание на подстанцию в 6 кВ подается от ТЭЦ и ТП – 86 городских электрических сетей.
Третья тяговая подстанция ТП – 179 построена в 1963 году на территории депо, оборудована кремневыми выпрямителями типа ВАК – 1000/600 – Н и является подстанцией с полуавтоматическим управлением мощностью 1200 кВт. Питает три фидера (Гагарина, Фрунзе, Депо), питание обеспечивается напряжением 6 кВ от РП – 13 и РП – 10 городских сетей.
Буквально по всем направлениям работы Витебского трамвая достигнута положительная динамика, что говорит об очень значительных достижениях коллектива предприятия.
И чтобы подчеркнуть и прочувствовать то, что сделал коллектив, приведем некоторые данные о работе предприятия, которые сравнивают год 70-летнего Юбилея Витебского трамвая и самый успешный предвоенный год – 1940.
Наименование показателя
|
Год 1940
|
Год 1968
|
Длина одиночного эксплуатационного пути, км
|
33,1
|
47,1
|
Инвентарное количество пассажирских вагонов, ед.
|
56
|
157
|
Количество тяговых подстанций, ед.
|
1
|
3
|
Мощность тяговых подстанций, кВт
|
1800
|
5487
|
Среднесуточный выпуск вагонов, ед.
|
47,5
|
116,4
|
Пробег вагонов, т.в/км
|
37508,0
|
44220,2
|
Средняя эксплуатационная скорость, км/ч
|
14,6
|
14,57
|
Средняя продолжительность работы вагонов на линии, г.
|
17,5
|
13,98
|
Средняя наполняемость вагонов, пасс.ч/км
|
8,7
|
5,4
|
Среднесписочная численность персонала, чел.
|
608
|
743
|