Военные события 1941 года коснулись и трамвайщиков. Трамвайное хозяйство готовилось к эвакуации и одновременно осуществляло свою повседневную работу по перевозке населения города, а также выполняло ежедневные грузовые перевозки.
11 июля 1941 года трамвай остановился. Эвакуация особо ценного оборудования началась в Витебске 3 июля. Однако, практически ничего, кроме некоторых материалов и приборов, которые были вывезены в г. Челябинск, Витебский трамвай не спас и не сохранил. Трамвайные вагоны были оставлены там, где они находились в момент остановки и отключения напряжения, т.е. по всему городу.
Все четыре корпуса трамвайного депо были разрушены и сожжены. Сохранились только коробки и их фундаменты.
Весь подвижной состав в количестве 62 единиц был изломан и сожжен. Рельсовые трамвайные пути протяженностью 2882 погонных метров были разобраны, а рельсы увезены. Преобразовательная подстанция также была разрушена и сожжена.
Сотни работников управления трамвая были призваны в армию, часть ушли в партизаны, часть без следа разметало пламя войны – предприятие замерло.
Смертью храбрых, проявив героизм и мужество, пали на полях сражений многие работники трамвая:
-Голубев Василий Михайлович, начальник службы пути,
-Удалой Константин Григорьевич, начальник службы движения,
-Клемят Евгений Адольфович, слесарь депо,
-Хвощев Евгений Михайлович, слесарь депо,
-Микодин Егор Ефимович, водитель трамвая,
-Набоков Иван Филиппович, технорук депо,
-Морозов Трофим Иванович, слесарь депо,
-Антипов Николай Иванович, электрослесарь депо,
-Рыман Иван Александрович, слесарь депо,
- Лемберг Евгений Иванович, электрослесарь,
-Литвинов Иван Михайлович, водитель трамвая,
-Концевой Иван Николаевич, водитель трамвая,
-Латышев Василий Антонович, электромонтер,
-Музыкантов Николай Кузьмич, электромонтер,
-Солодухин Ефим Романович, водитель трамвая,
-Дымант Исаак Борисович, электромонтер,
-Новицкий Иван Ефимович, слесарь,
-Петровский Ефим Иванович, слесарь,
-Богданов Тимофей Иванович, слесарь,
-Ленберг Надежда Гавриловна, водитель трамвая, и многие другие.
Коллектив предприятия чтит память своих товарищей. В музее истории Витебского трамвая учреждена мемориальная доска с их именами и портретами.
Многие работники трамвая, пройдя с боями по дорогам Великой Отечественной войны, с победой возвратились на свое предприятие, которое им пришлось восстанавливать заново. Среди них:
Иван Ефимович Микодин – электромонтер подстанции, начал работать в трамвае еще в 1933 году. Участник финской войны, с боями прошел от Москвы до Берлина, участник Сталинградской битвы. Имел ранение при форсировании Днепра в 1943 году. Награжден тремя боевыми орденами и пятью медалями.
Илларион Семенович Самсонов – водитель трамвая с 1925 года. Участник Великой Отечественной войны. Имеет пять государственных наград и благодарности от командования за проявленную отвагу и мужество. После демобилизации в 1945 году вернулся в родной коллектив, работал диспетчером.
Василий Филиппович Ярцев – участник войны с гитлеровской Германией и империалистической Японией. Принимал участие в боях за освобождение Витебской области. За отвагу и мужество, проявленные во время Великой Отечественной войны, награжден семью государственными наградами.
Николай Павлович Рыжов на фронтах Великой Отечественной войны прошел боевой путь от Москвы до Кенигсберга, дважды ранен. Участник боев за освобождение Витебской области. Имеет восемь боевых наград, майор запаса. Работал в трамвае диспетчером.
Михаил Александрович Кулибанов еще в 1932 году пришел в трамвай работать слесарем. Потом возглавлял бригаду, работал начальником службы движения. В 1941 году он был призван в армию, воевал на Ленинградском фронте. За мужество и отвагу подполковник Кулибанов М.А. награжден двенадцатью наградами.
Николай Владимирович Хурсик – участник Великой Отечественной войны, подполковник запаса. За образцовое выполнение приказов командования, проявленное мужество и отвагу Николай Владимирович был награжден одиннадцатью орденами и медалями. После войны работал начальником службы движения, сумел сплоить и мобилизовать коллектив службы на успешное выполнение производственных заданий.
Георгий Петрович Шиманский – участник Великой Отечественной войны от ее начала до конца. Сражался на ленинградском фронте, принимал участие в прорыве блокады Ленинграда. За мужество и отвагу, проявленные в дни войны, Георгий Петрович награжден тремя боевыми наградами, пятью медалями. С 1948 года работал в трамвае водителем, позже ревизором безопасности движения.
26 июня 1944 года город был освобожден. По оценкам специалистов, только 10% зданий и сооружений уцелели и могли быть использованы. Все остальные требовали или нового строительства или очень серьезного ремонта и восстановления.
Сохранились некоторые архивные материалы и фотографии. Очень сложно сказать, какие чувства испытывали те, кому предстояло вновь создать предприятие, построить трамвайные пути, уложить сети, установить опоры, смонтировать и оживить снова электростанцию и открыть трамвайное движение. Спустя шесть с половиной десятилетий приходишь к выводу, что второе рождение трамвая было гораздо труднее и, думаю, не менее важное в жизни нашего города, чем первое.
Одно из первых решений власти – это решение «О возобновлении деятельности управления Витебского трамвая» от 1 августа 1944 г. Исполком городского совета депутатов трудящихся решил:
1.Возобновить деятельность управления Витебского трамвая.
2.Обязать и.о.директора управления трамвая тов. Виноградова укомплектовать штаты управления трамвая, обеспечить получение кредитов.
3.Утвердить на 1944-45 годы следующее штатное расписание управления Витебского трамвая и границы зарплаты.
Первоначально штатное расписание состояло из тридцати четырех единиц, где уже вырисовывалась структура будущего предприятия, и где подбирались специалисты, которым предстояло решить столь непростую задачу.
Решения исполкома продолжали приниматься, а предыдущие были на жесточайшем контроле. 13 сентября 1944 г. принято очередное решение № 128 для производства первоочередных работ по восстановлению трамвайного хозяйства:
“1)Отвести лесоучасток Витебскому управлению трамвая из расчета заготовки 670 кубометров деловой древесины для путевых шпал и кронштейнных столбов – троллейных проводов.
2) Выделить для производства ремонта производственных и служебных помещений трамвайного парка и путевого хозяйства:
извести – 3 тонны;
цемента – 1 тонну…”.
Далее предписывалось срочно восстанавливать трамвай....