Весь 1905 год в г. Витебске наблюдались брожения и случались неоднократные забастовки. Работники Витебского трамвая выдвигали ряд требований экономического и политического характера. В основе требований была заработная плата, условия труда, рабочий день, штрафы, отношения к некоторым специалистам. Во время забастовок трамвай останавливался, и не работала электростанция. Город погружался во мрак, чем пользовались разного рода уголовные элементы. Были беспорядки. Соответственно, добропорядочным гражданам было не совсем понятно, почему отсутствует свет на улице и в доме, и почему не работает трамвай, а другая сторона не видела иного выхода в борьбе за свои права, как сорвать отлаженную систему работы городского хозяйства, в том числе трамвая.
Вот некоторые документы:
“В Витебскую городскую управу
жителей г. Витебска
З а я в л е н и е
Как известно, забастовали служащие трамвая; между кондукторами и правлением возник конфликт на экономической подкладке, вследствие чего трамвай уже третью неделю не обслуживает город. Кто из них прав или виноват – не наше дело обсуждать, но наше дело во всеуслышание объявить, что наши интересы страдают, так как в накладе, прежде всего, мы остаемся. Население так уже привыкло пользоваться услугами трамвая, что обойтись без него, не нанося ущерба своим интересам, никак не можем. Между тем забастовке конца не предвидится, и дело грозит затянуться на целую зиму, и невольно напрашивается такая дилемма: кто для кого? Трамвай ли для города или город для трамвая? Как это ни грустно, но обстоятельства говорят за последнее. А трамвай ведь, дело поскольку общественное, постольку и частное. Существуют ведь пункты в контракте города с акционерным Бельгийским обществом, которые имеют целью огораживать интересы населения в подобных или тождественных случаях! Так что же смотрят отцы города? Кто, как ни городская управа должна заботиться об интересах граждан? На чьи средства она, наконец, функционирует?
На основании вышеизложенного мы, жители города Витебска, просим управу повлиять на ту или другую сторону средствами, имеющимися у нее в распоряжении. Чтобы трамвай мог, наконец, беспрерывно обслуживать население.
Витебск. 29 ноября 1905 года.”
8 декабря 1905 года бельгийский посланник в Санкт-Петербурге Вуич шлет телеграмму Витебскому губернатору с просьбой обеспечить охрану имущества Бельгийского акционерного общества «Витебский трамвай».
А сейчас послушаем и другую сторону. Вот одна из прокламаций 1905 г. Витебской группы РСДРП к вагоновожатым и кондукторам трамвая:
“Российская социал-демократическая партия.
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
В этот великий момент пробуждения всего рабочего люда в России, уставшего от векового гнета и беспросветного труда, мы призываем и вас, товарищи, стряхнуть равнодушие к своей судьбе и восстать на защиту своих человеческих прав. Ваш тяжелый труд идет целиком в пользу ваших хозяев, директоров и их присных, оставляя вам в удел нищенское жалование и полуголодное существование. Двойной комплект служащих, содержимым директорами, служат не для сокращения вашего 15-часового дня, а лишь средством, чтобы удержать вас в зависимости назначением или исключением из очереди и для беспрепятственного удаления тех из вас, которые проявят недовольство существующими условиями. Вас донимают штрафами, вычетами. Ежедневно под страхом штрафа вас заставляют утром являться на перекличку, но не ежедневно дают вам ваш нищенский заработок. За жалкий гривенник вы обязаны при требовании отдать два часа своего отдыха и поджидать театральную публику. В глазах какого-нибудь директорского прихвостня Абрамовского или его жены вы не более как бессловесные животные, которых можно всячески обманывать и теснить.
Товарищи! Можно ли допустить, чтобы положение и впредь оставалось таким? Нет, нельзя, да и не нужно. Если вы нуждаетесь в заработке, то ваши угнетатели еще больше нуждаются в вашей работе. Смело предъявляйте им свои требования и прекратите работу, пока требования не будут удовлетворены. Но, товарищи, в этой борьбе с угнетателями против вас и в защиту ваших хозяев выступает наше правительство, постоянно помогающее хозяевам во вред рабочим. Наше самодержавное правительство – злейший враг рабочего человека. Оно старается держать рабочих под гнетом нищеты и невежества и беспощадно карает его за всякую попытку добиться лучшей доли. Но, не пугайтесь, товарищи, и этого врага. Дружными усилиями и в союзе с нашими братьями – рабочими других профессий – мы быстро победим двойного врага. Примкните же, товарищи, к Витебской группе РСДРП и бок о бок с другими товарищами восстанем за общее дело. Бросьте работу и требуйте:
1. 8-часовой рабочий день
2. Регулирование законами труда
3. Всеобщее образование за счет государства
4. Введение подоходного налога
5. Немедленное прекращение войны
6. Созыв учредительного собрания, избранного на основе всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права.
Долой эксплуататоров! Долой самодержавие!
Да здравствует Учредительное собрание!
Витебская группа РСДРП”.
В результате многодневного противостояния и путем нахождения компромисса и взаимных уступок ситуация постепенно стабилизировалась. Еще одним следствием данного времени и данных событий явилось создание общества служащих Витебского трамвая, прообраза современного профсоюза. Интересно будет ознакомиться с основным документом:
“У С Т А В
общества служащих Витебского трамвая.
Цель общества:
Профессиональное общество служащих Витебского трамвая имеет целью выяснение и согласование экономических интересов, входящих в состав общества членов, оказание им материальной помощи, улучшение условий труда.
Учредители общества: лепельский мещанин А.Б. Розман и крестьянин Витебского уезда Королевской волости А. С. Степанов.
§1.Общество нанимает помещение, приобретает движимую и недвижимую собственность, оказывает юридическую помощь своим членам, содействует приисканию работы для них.
§2.Общество устраивает третейские суды для разбора дел и недоразумений, возникающих между служащими и хозяевами.
§3.Общество выдает пособия членам во время безработицы, болезни, дорожные пособия для приискания работы в других городах. Заботится о доставлении им медицинской помощи и способствует приобретению членами разных предметов по удешевленным ценам.
§4.Для содействия развитию своих членов общество устраивает читальню, библиотеку, курсы и чтения.
§5.В лице своих выборных представителей общество сносится с правительственными и общественными учреждениями о пользе и нуждах общества.
Состав общества:
§6.Общество состоит из служащих Витебского трамвая. Все члены общества пользуются правом решающего голоса …”.
Далее идет подробное описание состава общества, о пособии и помощи членам, управление, ведение отчетности, ревизии, закрытии общества, способы ликвидации. Подписали данный устав Розман и Семенов. Устав находился на рассмотрении и вынесено следующее решение: “Витебское Губернское по делам об обществах Присутствие по рассмотрению дела об образовании «Общества служащих Витебского трамвая» согласно постановлению 13 минувшего июля состоявшемуся, определено:
1-ое: Разрешить регистрацию означенного общества и внести его, по вступлению сего постановления в законную силу, в реестр профессиональных обществ, о чем на основании 16 ст. Отд.2 Высочайше утвержденных в 4-й день марта 1906 года временных правил об обществах и союзах сообщить отделу промышленности министерства торговли и промышленности и послать статьи для перепечатывания установленным порядком в Сенатских объявлениях и местных Губернских ведомостях;
2-ое: По вписании общества в реестр на обоих экземплярах представленного устава сделать соответствующую надпись, и один из них возвратить учредителям через Витебского Полицмейстера с тем, чтобы, согласно 18 ст. того же Отдела, правлением общества немедленно по его избранию было подано о том письменное заявление Старшему Фабричному Инспектору с приложением списка лиц, входящих в состав правления, а так же иных лиц, участвующих в управлении делами общества с обозначением должности каждого из них и рода занятий. Гербовый сбор уплачен. Августа 10 дня 1907 года. №405. И.д. Губернатора, Вице-губернатор В.Ошанин. Заведующий делопроизводитель А.Корзенко …”.