Архивы располагают интересными документами, которые еще раз подтверждают, что иностранное предприятие пришло на Витебскую землю не только заработать деньги, но и привнести в нашу жизнь нечто большее, то, что называется достижениями в науке и технике. И самое главное, что это не просто достижения на бумаге и в научных лабораториях, а на практике, что и до сих пор считается наиболее ценным и востребованным, ибо дает реальные результаты, влияет на жизнь людей и, несомненно, положительно.
    Уже в 1901 году Министерство Внутренних дел рассмотрело проект изменения в направлении путей с устройством двух разъездов электрического трамвая городе Витебске и вынесло свое заключение: “…Проект сей рассмотрен технико-строительным комитетом МВД по журналу от 19 января 1901 года за №30 и найден составленным удовлетворительно, согласно замечаниям, изложенным в журнале…”. И имеются подлинные подписи, к сожалению, их авторы не расшифрованы.
      К вопросу расширения и оптимизации маршрутной сети трамвая городская управа возвращалась не раз. Все усилия были направлены на расширение трамвайной сети и охват как можно большей территории, чтобы максимальное количество жителей города могло воспользоваться услугами современного вида транспорта.
       Перед нами подлинный документ, который свидетельствует об ответственейшем отношении городской управы к исполнению заключенных контрактов и просматривается четкая позиция городской власти, направленная на отстаивание интересов города, интересов жителей.
 
               “ Д О К Л А Д
              Витебской Городской Управы – Городской Думе
                На марта «14» 1907 года.
В заседании Городской Думы председательствовал Городской Голова
           П.Ф. Косов
             в  присутствии 15 гласных.
 
           Докладывано:
    По контракту от 4 февраля 1896 г. Городским Управлением представлена французскому гражданину Гильону концессия на устройство и эксплуатацию в   г. Витебске электрического трамвая в течение сорока лет со дня вручения ему утвержденного Министерством технического проекта на это устройство, с какового времени и начинается срок заключенного договора.
     Технический проект вручен Гильону 4 сентября 1897 г., следовательно, с этого числа и должен считаться срок данной Гильону концессии.Затем договор этот перешел к исполнению к акционерному обществу «Витебский трамвай».
     На основании §3 означенного договора Городское Управление представило Гильону исключительное право на прокладку рельсовых путей во весь срок концессии по всем улицам г. Витебска и его предместий в пределах настоящих городских владений, причем Городское Управление имеет право требовать от него постройки железных рельсовых дорог и по другим улицам, сверх указанных в договоре, и если Гильон не согласится на постройку рельсовых дорог по тем улицам в течение 6 месяцев со дня заявления ему требования, то Городское Управление имеет право устраивать их по собственному усмотрению и во всякое время.
     При этом вышеозначенное требование Городской Управы по истечении первых десяти лет концессии подлежит обязательному удовлетворению со стороны предпринимателя в размере 20% протяжения к указанным линиям.
      По предложению Городского Головы П.Ф. Косова Городская Управа, совместно с Городским Юрисконсультом и городским архитектором, обсудив 6 сего марта означенный пункт контракта, нашла, что на основании этого пункта Гильон, а ныне акционерное общество «Витебский трамвай», по истечении первых 10 лет концессии по требованию Городской Управы, должна развить сеть путей в размере 20% протяжения к существующим линиям. А так как первые десять лет истекают 4 сентября 1907 г., то Управа находит своевременным  представить об этом Городской   
    Думе для предъявления требования к Витебскому Трамваю о прокладке новых рельсовых путей согласно п.3 договора.
      Затем Управа, по обсуждении вопроса о том, по каким улицам желательна была прокладка путей, пришла к заключению о необходимости предложить Правлению продолжить линии на одну из следующих улиц: 1. в 1-ой части на Песковатике на Тригубскую ул.; 2. во 2-ой части – на Лучесскую улицу,  ввиду разрешения владельцу Лукишек устройства платформы при проходящей там линии железной дороги; 3. в 3-ей части на Городокское шоссе к костелу Св. Варвары, поручив Городскому Архитектору составить в этом смысле проект, нанеся таковой на печатный план г. Витебска, а Плановую Комиссию уведомить о сем, просить представить по этому вопросу свое заключение непосредственно в Городскую Думу к 14 с. марта.
      О чем Городская управа с представлением плана города, на котором нанесены проектированные к расширению пути трамвая, докладывает Городской Думе на благоусмотрение.
      Городская Дума постановила: предъявить к Акционерному Обществу «Витебский Трамвай» требование о расширении своих путей, на основании §3 договора в размере 20% к существующему протяжению: что же касается улиц, на которые пути эти должны быть продолжены, то разработку этого вопроса поручить Управе совместно с Плановой Комиссией и Гласными Чирьевым, Рыжковым,  Гринбергом и Будниковым при участи Председателя Трамвая, при чем Дума находит, что расширение путей должно быть произведено в 3-й части.”
     То, что Витебский трамвай вызвал неподдельный интерес не только у жителей города и властей, но и у соседей, говорит тот факт, что в Витебскую городскую управу поступают запросы о работе трамвая с целью оценки и возможности использования этот вид транспорта в своем городе. Письма поступали из городов: Пскова, Архангельска, Оренбурга, Нахичивани, Томска, Тифлиса, Астрахани, Херсона. Администрация Витебского трамвая готовила информацию о работе, а чиновники в городской управе давали оценку работе трамвая и высылали письма по требуемым адресам. В основном оценка была положительная, и в письмах содержались рекомендации о желательности использовать трамвай и в других городах. Между тем, шло время, изменялись условия работы, возникала необходимость в новых видах работ и, соответственно, изменялся основной договор - договор концессии. Этот документ, регламентирующий отношения Витебского трамвая и Городской управы, пересматривался несколько раз. Перед нами окончательный проект договора, исправленный и дополненный согласно постановлению Думы от 31 мая, 4, 5, 7, 12, 14 и 21 июня 1913 г. Документ очень содержательный и интересный, составленный на высоком юридическом и техническом уровне.
      Договор состоит из 48 параграфов и включает в себя все сферы деятельности и взаимодействия акционерного общества и города.
Согласно новой редакции в Iчасти договора планировалось расширение трамвайных путей, а также совершенствование освещения города:
“…§3. II. Вновь должны быть сооружены согласно с подробным техническим проектом, одобренным Городской Думой и утвержденным Правительством, следующие линии и дополнения к существующим линиям:
    А.  Второй путь по линии Смоленская – Вокзальная на протяжении от Бибкина пер. до угла Замковой Соборной площади; от угла Пушкинской ул. через мост до Нижне-Петровской ул.
   Б. Вокзальная линия, оканчивающаяся у еврейской больницы, должна быть проложена через Полоцкую площадь, Шоссейную и Нижне-Петровскую ул. до Вокзальной улицы. В таком случае разъезд по Вокзальной улице должен быть с ней.
    В. Должен быть проложен новый одиночный путь с разъездами от Орловской площади до Сада Елага.
     III. Одновременно, с проводкой новых линий железной дороги Общество обязуется произвести нужные исправления и изменения существующего пути, согласно Постановлениям Городской Думы от 3 мая 1906 г..
     Сеть электрического освещения должна быть достроена:
    а) для уличного освещения по всем улицам и площадям города;
  б) для частного освещения в пределах района, согласно чертежу, одобренному Городской Думой, утвержденному Правительством, подписанному сторонами и при сем приложенному.
      В местах, указанных Городской Управой, согласно проекту, утвержденному Думой, для освещения площадей и улиц г. Витебска, Общество обязуется установить бесплатно:
    1) 1600 ламп накаливания разной силы света со всеми столбами, проводами, кронштейнами, арматурой, шарами и всеми без исключения приспособлениями  и материалами. Из ламп накаливания 100 ламп должны быть в 200 свечей каждая. Лампы могут устанавливаться и на магистральных столбах с разрешения города. Кроме того, по требованию Городской Управы Общество обязано в течение двух лет со дня заявления  о сем установить не свыше 72 ламп силою света не свыше 800 свечей каждая;
       2)   Для всех этих ламп давать нужную энергию за указанную ниже плату;
     3)  По истечении каждых 5 лет со дня вступления в силу сего договора, ставить дополнительно, в случае требования о том города, в местах по указанию Городской Управы, бесплатно и дать энергию согласно установленному тарифу, не позже одного года со дня о том требования, для 160 дополнительных ламп накаливания, из них 10 ламп в 200 свечей, 50 ламп в 50 свечей и 100 ламп в 25 свечей.
      В отношении частного освещения и отпуска энергии для других целей Общество обязано:
      1) присоединить и давать энергию всякому потребителю в пределах района границ указанных в вышеописанном чертеже;
    2) если кто пожелает в пределах городской черты получить от Общества электрическую энергию в районе границ, указанных выше, то Общество обязано присоединить такого абонента в том случае, если кратчайшее расстояние, считая по проводам от ближайшей границы обязательного района установки энергии до счетчика потребления не более 100 саж.;
       3) при более дальнем расстоянии присоединение абонента или группы абонентов к осветительной сети производится по соглашению с предпринимателем, с тем, что Общество обязуется произвести присоединение абонента или группы абонентов в пределах городской черты, если количество заявленных к установке в данном пункте ламп накаливания в 25 свечей каждая будет соответствовать одной лампочке накаливания на две погонные сажени расстояния по проводам от ближайшей границы обязательного района доставки энергии до счетчика потребителя, а при групповом присоединении до счетчика самого отдаленного потребителя…”.
     Вторая часть договора была полностью посвящена техническим вопросам.  Следует заметить, что за неполные два десятка лет усматриваются разительные отличия к подходу решения технических проблем и внедрению современных достижений научной и технической мысли.
       Третья часть договора посвящена платежам и тарифам. Необходимо отметить, что данный договор закрепляет за акционерным обществом «Витебский трамвай» не только право на устройство и эксплуатацию электрической железной дороги, но и передачу концессии в Витебске на освещение города вышеуказанному обществу. Этот существенный момент был отмечен в главном управлении по делам местного хозяйства Министерства Внутренних Дел при рассмотрении и утверждении новой редакции договора 6 августа 1915 г.